Как вступление, я хотел бы сказать, что Биг Пан это не просто рэпер, не просто Мс. Это икона латино рэпа. 1ый рэпер латиноамериканского происхождения, который сольно заработал платину. Всем своим творчеством, он доказывал, что латиносы не последние люди в хип хопе. Это была его идея, и ему приходилось гораздо тяжелее, чем любому афро-американцу, потому что, до него, считалось, что латиносам не место в рэпе. И ему приходилось стараться более чем кому-то еще. Слово "nigga" им свободно употреблялось в присутсвии чернокожих, потому что уважение к нему было бесконечно среди афро-американцев. Он был своим на улице. Все его любили и уважали. В то время когда он уже стал богатым и обеспеченным человеком он все равно не покидал Бронкс. Он мог бы купить себе отличную квартиру в хорошем районе, но это не для него. Бронкс - его дом. Он родился в Бронксе и умер в Бронксе.

Big Pun, настоящего имя которого - Кристофер Ли Риос, родился 10 ноября 1971 года в Бронксе, Нью Йорк. В семье Пуэрто-Американцев. Он не всегда был таким тучным, в детстве всегда держал себя в форме, любил играть в баскетбол и танцевать брейк данс. Занимался боксом.

В возрасте 5ти лет, Кристофер сломал себе ногу в центральном парке манхэттана, и его мама открыла фонд помощи маленькому Крису. Все это происходило через адвоката. Почему-то семья Риосов не отнеслась серьезно к тому, что кто-то мог бы положить некую сумму на этот счет, и все забыли про него.

Крис рос, еще в школе он познакомился с Лизой, его будущей женой, которая родит ему сына и двух дочерей. Она также была из Бронкса и он периодически жил то у себя, то у нее. В 15 лет он бросил школу и ушел из дома. Жил у своей девушки. Он хотел сам наладить свою жизнь, без помощи родителей. Но при всеv этом, он признавал, что очень скучал по дому, и только мечтал о том, что бы провести время со своей семьей за прослушиванием какой нибудь старой пыльной пластинки Lou Rawlsa или Richard Marxa. В его семье очень любили R&B, и безусловно это повлияло на его личность, а в будущем и на его лирику. Он также любил проводить время в семейном кругу за изучением Библии, он был очень верующим человеком.

Но всё же желание быть самостоятельным победило в нём. Он работал грузчиком, подрабатывал, как и все начинающие рэперы, торговлей наркотиками.. Естественно, эта работа его не устраивала, он хотел заниматься рэпом.

Его афро-американские друзья верили в него, но всегда говорили:
"Крис, ты умеешь читать рэп. Мы верим в тебя. Ты свой для нас. Но лучше не забивай себе этим голову, ты - латинос, тебя не примут нигеры. Рэп - наша игра." Крис не верил в это, заниматься рэпом - цель его жизни. Он хотел отвоевать свое место в рэп игре.

Однажды он вспомнил про то, что его мать открывала его фонд. Он обратился к адвокату, который занимался этим делом, и что бы вы думали... На счету было пол милиона долларов. Он забыл и про карьеру драг дилера, а уж что про грузчика говорить. Теперь он мог полностью отдаться хип хопу...обеспечить свою семью..

В 1989 году, Пан был известен, как Big Moon Dog. Под этим псевдонимом он вмеcте с Cuban Link(тогда известный как Lirical Assasin) и Triple Seis организовали Full A Clips Crew.
Triple Seis так говорил о Пане:
"Пан всегда имел чувство хип хопа. Это сложно обьяснить, но хип хоп был у него в душе. Он излучал энергию. Человек, который любил рэп всем своим сердцем и хотел стать рэпером больше всего в жизни." С Cuban Link они были лучшими друзьями. ТО есть Full A Clips Crew - это не просто хип хоп группа, это группа друзей одного происхождения, знающих друг друга давно, и имеющих одну цель - поднять движение латино хип хопа.

В 1995 году для карьеры Биг Пана и более того всех латиносов в хип хопе произошло очень важное событие: Full A Clips Crew встретились с Fat Joe. Толстяки сразу же понравились друг другу, и на следующий же день после их первой встречи, Fat Joe приглашает Big Puna на гостевое участие на треке "Whatch Out" на втором альбоме Fat Joe "Jealous Ones Envy". Этот куплет сыграл определяющую роль в карьере Puna, так как Джо был просто шокирован его талантом, и рассказал о нем на небезызвестном лейбле Loud, где позже Пан подписал контракт о выпуске дебютного альбома "Capital Punishment", который выйдет в 1998 году.

Продюссер Fat Joe "Rated R" сразу заинтересовался Паном, как послушал отзыв Джо о нём:
"Джо так верил в него, и это заразило меня..Я ему поверил, он убедил меня в том, что у пана большое будущее..и это еще до того, как я услышал его голос..Я еще ни разу не слышал, как он читает, а уже хотел подписать с ним контракт!! Вот насколько убедительно звучал Джо! И я не разочаровался нисколько..Как только я услышал его вживую, я еще раз убедился, что это судьба и я благодарен Джо, что он заставил меня поверить в него, и что он свёл Пана именно со мной. "

Первой сольной записью становится "Fire Water", записанный вместе с Raekwon и вышедший на микстейпе Funkmaster Flex "The Mix Tape, Vol. 1" Его трек "You Ain a Killer"(в последствии он станет одним из главных треков на Capital Punishment) стал настоящим хитом и попал на легендарный баскетбольный сборник "Soul In The Hole".

С лейблом Пану определенно повезло, они дали ему полную свободу, он мог делать что хотел, но и Loudу несомненно повезло с Паном: "Capital Punishment" заработал платину, и это была первая платина среди всех латиносов, записывающихся сольно.
На лейбле Loud все были удивлены манерой записи треков толстяка. Дело в том, что Пан сначала записывал Хуки, а потом уже основной текст песни. Это действительно странно и по сей день музыкальные инженеры недоумевают над этой особенностью Пана.
Его коллеги по Terror Squad, который был образован, как группа, в 1999 году, всегда удивлялись его трудолюбивости.
Cuban Link вспомниает одну интересную особенность Пана:
"Во время тура, мы очень уставали...И я помню такой момент: Мы все ночью спали в одной комнате, кто на диване, кто на кресле.. А мне не спалось.И я со стороны наблюдал, как Пан каждые 20 минут просыпается и что то дописывает в свой блокнот.Он придумывал стихи даже во сне!! Удивительный человек!! У него всегда с собой был блокнот! Всегда..."

Пан стал очень успешным и востребованным рэпером, все хотели записаться с ним. Он уже нарисовал себя на карте хип хопа, но тени покойных Тупака и Бигги не давали ему стать лучшим. Очень многие считают, что Пан - это некий гибрид из Пака и Бигги, его лирика заставляет вас смеятся, плакать, думать, чувствовать, пережевать...Этим и известен Пак. Но так же его тучность и хладнокровность некоторых песен, наводит на мысли о его большой схожести с Бигги. Но при этом и Пак и Бигги могли создавать песни, в которых чувстовалась и та и другая сторона..И хардкор и душевность.

Пан тоже работал в этом стиле, и первый дал название этому стилю, и назвал его "Sophisticated Hardcore"(утонченный хардкор) . Сам Пан так обьяснял, что такое Sophisticated HardCore:
"Утонченный хардкор, это когда вы можете чувствовать мое настроение, понять мои чувства, но при этом это все еще хардкор рэп. Это жестко, но вы чувствуете меня...Сопереживаете мне.. В своих песнях я говорю о повседневной жизни, о потере работы, о потере близких, о печали, о счастьи. О чем угодно. Как Пак и Бигги. Знаете что делает их великими? То, что они могут делать хардкор...Но следуещей песней на альбоме будет Dear Mama, понимаете что я имею ввиду? И на моем альбоме тоже самое.Я такой.Я представляю Sophisticated Hardcore и вы можете убедиться в этом, послушав Capital Punishment".
Fat Joe так комментировал этот феномен:
"Пан был гений, и мы, как латино-американцы, очень хотели поднять его...Дать ему возможность показать себя, это была наша миссия. Через Пана, мы могли доказать чего мы стоим, чего стоят все латиносы. До него к латиносам в хип хопе относились с небольшим пренебрежением, мол это не наше дело. А Пан доказал всем обратное. Я не говорю, что до него не было хороших мс латино-американского происхождения.. Конечно были, но с приходом Пана это больше не исключения исправил..Мы не белые вороны хип хопа. Пан был великим человеком для всей нашей диаспоры. Очень самоотверженный человек, настоящий мужчина, боец. Но Пан хотел одного достичь уровня Тупака.. Он его обожествлял, но в то же время это было его личное соревнование. Он хотел стать самым великим, и мы поддерживали его, как могли. Ему было что рассказать, у него была интереснейшая жизнь и он многое повидал. С помощью Пана мы хотели выдвинуть Латино рэп на новый уровень."

Пан никак не комплексовал насчет своего веса, он был жизнерадостным и абсолютно не закомплексованным человеком. Он гордился своими 140кг хип хоп массы:
"Когда толстяк может делать то же, что и человек среднего телосложения, это гораздо больше впечатляет. Это выглядит даже лучше. когда толстый парень играет в баскетбол и владеет техникой. Это больше ценится. И когда меня еще не знали и я стоял на одной сцене с Джо, все думали что я его телохранитель. А когда я брал микрофон и начинал читать все шокировались.Так что быть толстым даже лучше, понимаете о чем я!?"

В 1998 году, после мега успеха Сapital Punishment Пан снялся в 4х фильмах: "Urban Menace", "Thicker Than Water", "Boricuas Bond", "Feelin So Good". В этом же, воистину триумфальном для Пана 98м году, он вместе с еще одним именитым латиносом Нориэгой участвует в записи ремикса супер хита "Shut Em Down", с одноименного альбома великой группы ONYX. Лично я услышал Пана первый раз именно на этом треке, и он меня как мс очень заинтересовал.

В то время в состав Terror Squada входили : Big Pun, Fat Joe, Cuban Link, Triple Seis, Prospect, Armageddon, Remy Ma и R
B певец Tony Sunshine. Несмотря на то, что создание Terror Squada была идея Fat Joe, Pun был явным лидером этой группы. В том же 1999 году они записывают "The Album". Сам Пан так высказывался касательно образования Terror Squad:
"Это удивительно для меня, понимаете о чем я ? Это то, чего я так ждал.. Весь T-Squad настолько же талантлив, насколько и я. И теперь они могут показать себя во всей красе. Я не могу дождаться когда вы уже купите наш альбом, и когда мы отправимся в тур! Ходите на наши выступления и вы увидите, насколько талантливы мои латиноамериканские братья!"

А Большой Пан все толстел и толстел...Во время тура Terror Squada одно выступление было прекращено, из-за боли сердца Пана... Все стали очень боятся за его здоровье, он очень пополнел и впал в депрессию. Его отношения с женой резко ухудшились, а сердце болело все чаще и чаще... В 99 году после тура Terror Squada Пан принял участие в таких хитах, как: "Feelin So Good" Дженнифер Лопез и "We Could Do It" Naughty By Nature... Так же он начал работать над своим новым альбомом, но не успел его закончить. Ожирение и замедленный обмен веществ стали угрожать его жизни, ему было необходимо лечение. Его друзья уговорили его лечь в клинику для людей с избыточным весом, а его лейбл Loud решил взять на себя все расходы. Из клиники Пан вернулся похудевшим и освежевшим, но к сожалению без присмотра врачей Пан за считанные недели нагоняет сброшенные килограммы и даже прибавляет в весе. Ситуация выходит из под контроля, и 7 декабря 2000 года у него дома в Бронксе с Паном случился сердечный приступ. Он погиб по дороге в больницу. Последние слова гиганта были адресованы его жене: "Я люблю тебя, Лиза". Он умер в возрасте 28 лет.

Его похоронили в Бронксе. В день его похорон весь Нью Йорк был в трауре. Сложно назвать всех рэперов, которые присутствовали на церемонии. Близнец Пана, Фэт Джо на следующий день сказал:
"Он был настяощей легендой, настоящей легендой хип хопа, но для латиносов он был всем. Он сломал многие барьеры. По нему будут скучать. Он любил своих фанов, так что выразите ему то уважение, которое он воистину заслуживает. Он делал для вас лучшую музыку, старался для вас. Он заслуживает должного уважения."

И действительно, ему выказали уважение. Во многих гетто США появились, так называемые стены Пана, на которых уличные художники рисовали Гиганта. Такие стены есть и у Пака и у Бигги, и у Биг Л...И Пан стоит с ними в одном ряду. Он мог только мечтать об этом. Пан воистину любил свое гетто и все гетто. Его сестра вспоминает, как он после своего концерта, ехал в самое бедное гетто, перед этим высадив свою сестру, и раздавал свои деньги детям. Через 2 месяца выходит его альбом "Yeeeah Baby". Он так же зарабатывает платину. Трагедия этого альбома в том, что именно этот рывок поднял бы Пана на тот самый уровень, о котором он мечтал. Пан был великим рэпером и человеком.
Вечная память.